Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Вопросы и ответы

Как можно посмотреть оценки и домашнее задание в электронном дневнике?
С 1 ноября 2015 года предоставление информации о текущей успеваемости обучащегося, ведение дневника и журнала успеваемости будет осуществляться на портале https://www.gosuslugi.ru/group/electronic_journal Для получения данной информации необходимо зарегистрироваться на портале http://www.gosuslugi.ru/.
При возникновении проблем с доступом к журналу просим обращаться к классному руководителю.
База данных электронного журнала на Портале системы образования г. Нижневартовска обновляется в 14.00 и 16.30 ежедневно. На портале госуслуг база ЭКЖ обновляется раз в неделю, в пятницу в 2.00. Возможны сбои в предоставлении услуг, так как идет тестирование и доработка системы.
Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе обучение действительно безотметочное, т.к. ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Какое количество дней можно пропускать детский сад без справки от врача и возможно ли это?
После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными

Может ли ребенок пойди в 1 класс, если ему не исполнилось 6,5 лет на 1 сентября?
Решение вопроса о зачислении в 1 класс в более раннем возрасте (ребенку менее 6 лет и 6 месяцев) или в возрасте старше 8 лет принимает образовательная организация решением школьного медико-педагогического консилиума.
Может ли бабушка записать ребенка в 1 класс?
Нет. Заявление в школу подается закоными представителями ребенка. Бабушка может записать ребенка в школу, если у нее есть доверенность от родителей, заверенная натариусом.

Обучение по программам дополнительного образования
Обучение по программам дополнительного образования

Санитарные правила и нормы
Требования к территории
Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны действовавшим до 1 января 2021 года. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
При этом начиная с 2021 года действует требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).
Часть требований касается собственной территории образовательных организаций – например, через нее не допускается проводить магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).
При этом не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее действовавший СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – в настоящее время оговорки в отношении них в тексте правил нет.
Конкретного указания на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора в правилах не имеется. Ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, а теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. При этом разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).
В СП идет речь и о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).
У общеобразовательных организаций имеется возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).
Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).
Требования к помещениям
Нормы санитарных правил предусматривают требования к:
- планировке зданий, строений, сооружений – она должна обеспечивать не только соблюдение гигиенических нормативов, но и доступность услуг, оказываемых инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- наличию отапливаемых переходов, связывающих несколько зданий, находящихся на одной собственной территории (неотапливаемые переходы допускаются только при определенных климатических условиях) (абз. 2 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- размещению помещений в подвальных этажах – там можно организовать только гардероб, туалет для персонала, тир, книгохранилище, хозяйственные и иные подсобные помещения, а вот медпункт в подвале разместить нельзя, о чем прямо указано в тексте правил (абз. 8 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- содержанию подвальных помещений – они должны быть сухими, без следов загрязнений, плесени, грибка и без складирования мусора (абз. 10 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- использованию помещений цокольного этажа – кроме помещений, аналогичных тем, что разрешены для размещения в подвальных этажах, допускается организация в цокольном этаже обеденных и тренажерных залов (абз. 9 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- размещению учебных помещений для детей младшего школьного возраста – они должны находиться не выше третьего этажа здания (абз. 11 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- минимальному количеству помещений, необходимых для функционирования организации, – оно зависит от формы пребывания детей (круглосуточно или дневное пребывание) (абз. 12 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- обеспечению водоснабжения и водоотведения – при отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения разрешено использовать нецентрализованные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения, а при отсутствии горячего централизованного водоснабжения – водонагревающие устройства (п. 2.6.1 СП 2.4.3648-20);
- размещению туалетных комнат – санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук, должны быть размещены на каждом этаже, дополнительно предусматривается оборудование для обучающихся 5-11 классов комнаты или кабины личной гигиены девочек с унитазом, раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену, а для персонала предусматривается наличие отдельного санузла (п. 2.4.11, п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20);
- содержанию пола, стен и потолков в порядке – они не должны иметь дефектов и повреждений (п. 2.5.2-2.5.3 СП 2.4.3648-20);
- остеклению окон – оно выполняется из цельного стекла, не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла, а сама конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (п. 2.8.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20) – кстати, действующие санитарные правила дополнительно предусматривают оборудование окон, открываемых в весенний, летний и осенний периоды, москитными сетками (п. 2.4.13 СП 2.4.3648-20);
- естественному и искусственному освещению – уровни освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам, не допускается использовать в одном помещении разные типы ламп или лампы с разным светооизлучением, также нужно следить за исправностью источников искусственного освещения (п. 2.8.1, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20);
- наличию в каждом помещении емкости для сбора мусора, переполнение которой не допускается (абз. 7 п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).
При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м/рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Отметим, от площади учебных кабинетов и расстановки в нем мебели напрямую зависит определение допустимого количества обучающихся в классе – должны быть соблюдены нормы площади на одного обучающегося и требования к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115, п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Так, расчет площади учебных кабинетов исходит из того, что на одного обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий – не менее 3,5 кв. м площади, не занятой мебелью для хранения учебников и оборудования. В этот расчет также не включается рабочее место учителя (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах запрещено действующими правилами противопожарного режима (п. 91 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479).
Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. "Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта", – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.
Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.
Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).
Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С, а в спортивных залах – до 20°С.
Требования к уборке
Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.
По общему правилу, все помещения образовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Уборка учебных и вспомогательных помещений, как правило, проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, а при организации обучения в несколько смен – по окончании каждой смены. Примечательно, что уборку предписано проводить при открытых окнах или фрамугах. К слову, СанПиН 1.2.3685-21 определяют конкретные показатели продолжительности проветривания учебных помещений и рекреаций в зависимости от температуры наружного воздуха – например, если на улице от +10°С до +6°С, то в малые перемены учебные помещения нужно проветривать на протяжении 4-10 минут, а в большие перемены или между сменами – 25-35 минут, при температуре воздуха от -5°С до -10°С для проветривания будет достаточно 1-3 и 10-15 минут соответственно.
В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.
Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.
Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).
Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:
- столов и стульев;
- столовой мебели;
- спортивного оборудования;
- отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.
Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.
Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).
Требования к организации образовательного процесса
Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Также регламентированы:
- продолжительность перемен: по 10 минут обычные перемены, 20 минут – перемена для приема пищи и 40 минут – динамическая пауза для 1-х классов;
- количество видов учебной деятельности на учебном занятии: для начальной школы – 3-7, для остальных – 5-7 видов;
- продолжительность одного вида учебной деятельности на занятии: для младших школьников – 5-7 минут, для остальных – 7-10 минут;
- общий недельный объем внеурочной деятельности – не более 10 часов;
- продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов – 1 час, для 2-3-х классов – 1,5 часа; 4-5-х классов – 2 часа, 6-8-х классов – 2,5 часа, 9-11-х классов – 3,5 часа.
Отметим, если ранее определение объема домашних заданий осуществлялось педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами, то с нового учебного года упоминание об участии в этом процессе педагогов исключили из соответствующей нормы Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. Теперь в ней говорится только о необходимости придерживаться нормативов, установленных СП и СанПиН, и учитывать возрастные, психофизические особенности, способности и интересы обучающихся.
Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).
Интересно, что закрепленные в ранее действовавших СП нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в действующие санитарные правила не попали. В настоящее время при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).
В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.
Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Кстати, не все родители школьников знают, что на федеральном уровне установлен перечень современных средств обучения и воспитания, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций, которыми школы должны быть обеспечены за счет бюджетных средств, а не средств родителей. В этом списке, например, принтеры, ноутбуки, раздаточные карточки, словари, справочники, мячи для физкультуры и т. д. Расходы на закупку указанных в перечне средств обучения и воспитания возмещаются за счет предоставляемых регионам субсидий из федерального бюджета. Приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. № 804 определен и норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания – 198 тыс. руб. Эти нормы актуальны как при запуске новых школ, так и для действующих образовательных организаций, вводящих дополнительные места для обучающихся. Они нацелены на содействие созданию и создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования в рамках реализации госпрограммы РФ "Развитие образования".
Требования к учебникам
Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:
- веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
- способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
- корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
- применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
- полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
- количества переносов на странице – их допускается не более 4.
Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.
Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).
***
Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство продолжает курс на обеспечение безопасных условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством нормативного закрепления и поддержания в актуальной редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Установленные требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.
Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.


График обучения
Федеральный календарный учебный график устанавливает единые начало и окончание учебного года, продолжительность учебных четвертей и каникул, продолжительность уроков и перемен, а также распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся.
Некоторые положения графика:
- Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая. Если начало или конец учебного года приходится на выходной, то он начинается в первый, следующий за ним, рабочий день, а заканчивается в предыдущий рабочий день.
- Образовательная деятельность осуществляется по учебным четвертям: I четверть — 8 учебных недель, II четверть — 8 учебных недель, III четверть — 11 учебных недель, IV четверть — 7 учебных недель.
- Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут.
- Продолжительность перемен: между уроками — не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) — 20–30 минут, между урочной и внеурочной деятельностью — не менее 20–30 минут, между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком — не менее 20 минут.
- Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Календарный учебный график составляется образовательной организацией с учётом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных традиций, плановых мероприятий организаций культуры региона.
С календарным учебным графиком можно ознакомиться на информационном стенде и сайте школы.

Другие
Часто задаваемые вопросы:
v1 (вопрос). Правомерно ли выставление в журнал/ дневник оценок за плохое (хорошее) поведение?
Ответ. В соответствии с законодательством РФ в сфере образования в электронных журналах успеваемости обучающихся фиксируется ход образовательного процесса, отображаются результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. Оценка поведения конкретного обучающегося во время проведения учебных занятий не является результатом освоения им основной образовательной программы.
v2 (вопрос). Здравствуйте. Можно ли отдать ребенка в вашу школу с 5,9 лет?
Ответ . В соответствии с действующим законодательством об образовании, при приёме ребенка в школу на 1 сентября ему должно исполниться 6 лет и 6 месяцев.
v3 (вопрос) Какие права есть у учащегося?
Ответ. Учащиеся имеют право на выбор образовательной организации, обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренное обучение, предоставление условий для обучения с учетом особенностей развития и состояния здоровья, получение социально-педагогической и психологической помощи, выбор факультативных и элективных курсов, уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом, ознакомление с уставом, локальными актами, пользование библиотекой (в соответствии со ст.34 ФЗ «Об образовании»).
v4 (вопрос). Что ожидает учащегося, если он не сдаст два экзамена по выбору?
Ответ. При обязательной сдаче экзаменов по четырем учебным предметам для получения аттестата достаточно получить удовлетворительные результаты по русскому языку и математике.
v5 (вопрос). Сколько уроков должно быть в 5 классе?
Ответ. В соответствии с базисным учебным планом и требованиями СанПин в 5 классе в режиме 6-дневной рабочей недели у учащихся 32 часа.
v6 (вопрос). Добрый день. Есть ли открытая вакансия учителя английского языка?
Ответ. Вакантная ставка учителя английского языка в нашей школе есть (полная ставка).
v7 (вопрос). Как попасть на прием к педагогу-психологу?
Ответ. На сайте нашей школы (в разделе "Психологическая служба") размещен график приёма граждан.
v8 (вопрос). Какие документы нужны для перевода в вашу школу при переезде из другого города?
Ответ. Прием граждан в образовательное учреждение осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). Кроме заявления предоставляется личное дело учащегося.
v9 (вопрос). Добрый день. Скажите, что такое «Внеурочная деятельность»?
Ответ. Федеральным государственным образовательным стандартом предполагается широкий спектр образовательных услуг в рамках организации внеурочной деятельности учащихся. Школа предоставляет учащимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие школьника. Согласно новым стандартам начального общего образования, часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, проектной деятельности, круглых столов, конференций, диспутов, работы школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
v10 (вопрос). Как создать учетную запись ребенка на платформе ФГИС "Моя школа"?
Ответ. Подробную информацию можно узнать на сайте Министерства образования и науки Тамбовской области в разделе "Обратная связь".
v11 (вопрос). Здравствуйте. Скажите, когда можно подать заявление в 1 класс?
Ответ. Первый этап подачи заявлений в 1 класс на 2024/2025 учебный год начинается 01.04.2024 г. Более подробную информацию можно узнать по телефону 8(47545)6-93-35.
v12 (вопрос). Законны ли собеседования при приёме в школы?
В соответствии со ст. 67 закона «Об образовании в РФ» проведение тестирований, конкурсных отборов в общеобразовательных учреждениях при поступлении на ступень начального общего образования не допускается. Более того в Конституции РФ этот уровень образования определен как всеобщий и бесплатный, т. е. не предполагающий какого-либо специального отбора учащихся.
v13 (вопрос). Кто выбирает учебник, по которому осуществляется образовательный процесс?
Ответ. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (ст. 47 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»).Образовательные организации выбирают учебники из федерального перечня учебников, прошедших экспертизу и формируют библиотечный фонд, который должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). (ст. 18 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»).
v14 (вопрос). Ставят ли отметки в первом классе, ведь родители хотят знать об успеваемости своего ребёнка?
Ответ. В первом классе обучение безотметочное. Это оправдано тем, что ребёнок находится в самом начале учебного пути. Учитель будет поддерживать словесной оценкой ученика. Важно, чтобы она была позитивной.
v15 (вопрос). Есть ли какие-нибудь нормы, регламентирующие количество домашнего задания?
Ответ. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821- 10)
v16 (вопрос). Обязаны ли ученики ходить на дополнительные занятия в школе?
Ответ. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении своей деятельности, несет ответственность за качество образования и обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ. Разработка и утверждение основной образовательной программы и учебного плана, составление расписания учебных занятий с учетом кадровых условий и индивидуальных потребностей обучающихся относятся к компетенции образовательной организации. Расписание учебных занятий является частью основной образовательной программы и составляется на основе учебного плана, разработанного в соответствии с действующими федеральными законами в сфере образования. Образовательная организация на основе разработанной программы реализует требования федерального государственного образовательного стандарта через урочную и внеурочную деятельность. Образовательные организации могут также оказывать платные образовательные услуги по реализации дополнительных программ на договорной добровольной основе. Посещение занятий за рамками утвержденного учебного плана не является обязательным и осуществляется по выбору учеников и их родителей.
v17 (вопрос). Может ли обучающийся 11 класса сдать экзамен досрочно?
Ответ. Вы можете сдать экзамен досрочно если завершено освоение учебной программы по данному предмету. Вы можете подать заявление на сдачу экзамена в своей образовательной организации. Образцы заявлений размещены на сайте Департамента образования города Москвы в разделе «Мособрнадзор», далее подраздел «Государственная итоговая аттестация».
Сроки подачи заявлений:
- до 1 февраля – ГИА-11 в досрочный период (март-апрель).
Заявление подается обучающимся лично на основании документа, удостоверяющего личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Важно: выбранные учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, форма ГИА и сроки экзаменов указываются в заявлениию.
v18 (вопрос). Чем можно пользоваться на экзамене в 11 классе?
Ответ. Перечень дополнительных устройств, которыми разрешается пользоваться во время экзаменов по каждому предмету ЕГЭ, ежегодно утверждается приказом Минобрнауки РФ. Кроме того, в комплекты КИМ по некоторым предметам включены справочные материалы. Подробную информацию об использовании дополнительных устройств вы можете найти на Официальном информационном портале Единого государственного экзамена.
v19 (вопрос). Я обучаюсь по индивидуальному учебному плану. Часть предметов заканчиваю изучать в 10 классе, могу ли я сдать экзамены после 10 класса?
Ответ. Да. К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X - XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения.
v20 (вопрос). Каков порядок рассмотрения жалобы родителей на профессиональную деятельность учителя школы?
Ответ. Родители имеют право обжаловать неправомерные действия учителя путем обращения к директору школы. Дисциплинарное расследование в отношении педагога проводится только по поступившей жалобе в письменной форме. Соблюдение письменной формы жалобы является обязательным. Поступившая жалоба регистрируется. Копия жалобы обязательно передается учителю, который по существу жалобы должен дать объяснения. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся. Ответ на письменную жалобу должен быть представлен родителям не позднее 30 дней со дня поступления жалобы в письменной форме. Бездействие директора школы по рассмотрению жалобы и непредставление письменного ответа на нее может быть обжаловано родителями в судебном порядке.
v21 (вопрос). Имеет ли право ученик, закончивший 9 классов, продолжить обучение в 10 классе в вашей школе?
Ответ. Учащийся, успешно освоивший программу основного общего образования, имеет право получить среднее общее образование. Не только выпускник, но и его родители (поскольку право выбора образовательного учреждения ФЗ «Об образовании» (п.2 ст. 50) закреплено за совершеннолетними гражданами) могут написать заявление о приеме в 10 класс. Отказ в приеме в нашу школу допустим по причине отсутствии свободных (вакантных) мест в сформированных классах. Иные мотивы отказа являются незаконными, нарушают право ученика на общедоступность образования. Родители имеют право обжаловать действия директора лицея в вышестоящих инстанциях, в том числе и в судебном порядке.
v22 (вопрос). Как узнать, правильно ли учитель учит и объективно ли он оценивает уровень знаний моего ребенка?
Ответ. Если вас что-то тревожит, обратитесь к администрации школы.
v23 (вопрос). Как организовано питание в школе?
Ответ. Школа предоставляет учащимся ежедневное горячее питание: завтраки и обеды. Имеется столовая на 60 посадочных мест. В работе по организации питания учащихся администрация школы руководствуется основными нормативнo-правовыми актами и документами.
v24 (вопрос). Как заставить ребенка учиться?
Ответ. Заставлять ребенка учиться ни в коем случае нельзя, а вот сделать так, чтобы у него появилось такое желание просто необходимо. Для того, чтобы у ребенка возник интерес к школе, надо, чтобы она не казалась ему страшной. Рассказывайте больше хорошего о своей школьной жизни, исключив негативные ситуации, настраивайте себя и своего ребенка на положительные эмоции в отношении учебы, учите общаться со сверстниками, развивайте любознательность и не высказывайте своих переживаний по поводу его будущей школьной жизни.
v25 (вопрос). Надо ли родителям помогать выполнять домашнее задание своему ребенку?
Ответ. Некоторые дети изначально рождаются самостоятельными, но это не значит, что помощь в выполнении заданий им не требуется. А другие дети постоянно требуют внимания и поддержки от взрослых. Независимо от того, какой у вас ребенок, Ваша поддержка никогда не будет лишней. Задача родителей – проконтролировать выполнение домашних заданий и, возможно, дать полезный совет.
v26 (вопрос). Каковы причины школьной неуспеваемости?
Ответ.
- У ребёнка не сформирована мотивация к учению.
- Ребёнок не владеет способами и приёмами учебной деятельности.
- У ребёнка не сформированы психические процессы, в первую очередь, мышление.
- Авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
v27 (вопрос). Обязательна ли школьная форма в школе?
Ответ. Вопрос о школьной форме решается однозначно положительно в соответствии с Уставом школы. Да и мнение большинства родителей в последнее время склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим школьника.
v28 (вопрос). Где можно получить информацию о ГИА?
Ответ.
- Официальный информационный портал ЕГЭ www.ege.edu.ru
- Официальный информационный портал ГИА-9 www.gia.edu.ru
- Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru/
- Официальный сайт Минобрнауки РФ http://минобрнауки.рф/
- Официальный сайт Минобразования Ростовской области www.rostobr.ru
- На сайте школы в разделе «Государственная итоговая аттестация»
v29 (вопрос). Как быть с «левшой»?
Ответ. Ни в коем случае не переучивайте ребенка, это может привести к психоневрологическим нарушениям (повышенная возбудимость, заикание, энурез, нарушение сна и т.д). Сейчас есть специальные прописи для леворуких детей, обсудите с учителем возможность обучения по ним ребенка.
v30 (вопрос). Надо ли с начала учебного года отдавать ребенка на кружки и секции?
Ответ. Лучше сделать это позже, когда ребенок адаптируется к школе. Но если ребенку очень хочется, разрешите ему. Но не занимайтесь сразу во многих секциях и кружках, не перегружайте ребенка. У него должно быть «просто свободное время».
v31 (вопрос). Обязательно ли ребёнок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Ответ. Не обязательно. Умение складывать из слогов слова ещё не является умением читать. Ваших детей научат читать и писать в первом классе.